вторник, 24 июня 2008 г.

1. 1): «Подобно светильнику, который освещает и то, что есть, и то, чего нет, тот же источник знани

1. 1): Подобно светильнику, который освещает и то, что есть, и то, чего нет, тот же источник знания, который познает бытие познает и небытие. Объясняя это место, Уд-дьотакара говорит: Мы не прибегаем к особому средству для познания небытия (NV. 10. 17: Na hy asatpratipattav upayan-taram asthiyate). Различные виды небытия не являются нам самостоятельно, оттого мы об них и не говорим, или так как (способ познания небытия) уже заключается в числе четырех (источников знания, признаваемых найяиками), то следует знать, что все виды небытия рассмотрены нами, так же как и все виды бытия. (NV. 11 2 3, где следует читать: caturvargantarbhavad). Таким образом, и сутры и Ватсьяяна стоят на той точке зрения, которая очень долго господствовала в европейской философии, именно, что отрицательные суждения особо рассматривать не имеет смысла, так как все то, что сказано об утвердительном, можно mutatis mutandis применять и к отрицательному. Из этого следовало, что если посредством восприятия познается существующий перед наблюдателем предмет, то посредством того же восприятия познается и несуществующий. Против этого восстали буддисты на том основании, что это противоречит сущности восприятия, которое состоит в ощущении присутствия объекта в области, доступной нашим чувствам; ощущение же отсутствия невозможно, оно было бы противоречием, contradictio in adjecto. Мы видели, что, по буддийскому взгляду, чувственная сторона не совершает синтеза, поэтому познание объекта вместе с его признаками в представлении, хотя бы и наглядном, есть дело мышления, а не чувств. Мы так же видели, что в ответ на эту буддийскую теорию реалисты стали утверждать, что возможно взаимодействие между чувствами и признаками воспринимаемого объекта, которые предполагаются реально в нем ингерирующими. Согласно этому, найяики стали утверждать, что во всяком объекте реально ингерирует небытие других объектов, поэтому чувства, воспринимая объект, воспринимают так же и ингерирующее в нем небытие других объектов. порно видео посмотреть бесплатно

Комментариев нет: