вторник, 8 июля 2008 г.

В работе [1] отмеча¬ется, что для стран с развитой демократией это связано главным обра¬зом с тем,

В работе [1] отмечается, что для стран с развитой демократией это связано главным образом с тем, что налогоплательщики хотят знать, на что идут их деньги, 201 Проекты и деньги. Бюджетирование и финансирование проектов в органах. выступают за обеспечение прозрачности использования государственных ресурсов. Добавим к этому, что в нашей стране внедрение подобных механизмов позволит сломать порочную практику освоения средств без учета целесообразности затрат. Для решения именно этой задачи в министерствах и ведомствах используются целевые программы. Казалось бы, в чем проблема? Целевая программа потому и целевая, что мероприятия, включенные в ее состав, соответствуют неким конечным целям. Однако на практике часто оказывается, что цели, формулируемые на верхнем уровне власти, не соответствуют реальным ожиданиям налогоплательщиков. Кроме того, механизмы организационного планирования, традиционно применяемые в государственных структурах, порождают разрыв между стратегическим уровнем планирования и уровнем конкретных мероприятий, не обеспечивают адекватной трактовки целей на уровне исполнителей. Ситуация осложняется еще и тем, что для масштабных программ социально-экономических преобразований характерны специфические факторы, делающие эти связи еще менее прозрачными. Анализируя программу пенсионной реформы в Швеции, Я. Эклоф выделяет несколько таких факторов [2]: заинтересованные стороны часто имеют конфликтующие интересы; временные рамки проектов часто являются нереалистичными, а выделяемые ресурсы недостаточными; последствия проектов не всегда достаточно полно анализируются, в том числе прямое или косвенное, положительное и отрицательное влияние; внешние факторы приводят к изменениям правил игры уже во время выполнения проектных работ. Методология бюджетирования, ориентированного на результат1 (БОР performance budgeting), появилась как инструмент, позволяющий решать эти и другие проблемы через определение жесткой взаимосвязи между понесенными затратами и конкретными стратегическими целями, тактическими задачами и ожидаемыми социально-экономическими результатами деятельности государственных организаций [4, 5J.

Комментариев нет: